Духовный опыт и состояния
Одна категория пиковых переживаний, которая часто игнорируется людьми в области психологического исцеления, может быть классифицирована как "духовный" опыт. Духовный опыт игнорируется или отвергается подавляющим большинством психологов, потому что большинство связанных с ним данных находится за пределами господствующей парадигмы, и потому что не существует адекватной модели для понимания этого явления.
Хотя трансперсональная психология была создана, чтобы исследовать эту область, ее описания и классификации трудно понять, а также отсутствует универсальная модель. Работа д-ра Станислава Грофа была попыткой разработать комплексную модель, включающую в себя психологию и духовность, она хотя и стала огромным шагом вперед, все же имеет свои упущения. Например, она не может быть использована для работы с основными проблемами, связанными с психическими заболеваниями. Самым большим упущением стало непризнание важности модели тройственного ума, без которой многие основные механизмы не могут быть поняты. Классификационные схемы, такие как схема Кена Уилбера, не принесли пользы в понимании глубинных причин, а также не помогли в разработке методов достижения состояний.
Как и многие из вас, пытаясь понять явление пиковых состояний и исключительного психического и физического здоровья, я проделал много работы, следуя различным классическим и современным духовным традициям, таким как Дзен, йога, школа Алмааса и т.д. Неоднократно мне приходилось видеть непонимающие взгляды учителей в ответ на описание моего опыта и состояний сознания. Хуже того, все мои учителя подвергали сомнению важность любого опыта, который они не признавали.
Кроме того, учителя из различных традиций считали важными разные состояния.
Наконец, было трудно просто выяснить характеристики желаемых ими состояний. Я никогда не мог понять, было ли это связано с желанием придать бόльшую таинственность их учению, или они просто не испытывали их сами, или что-то еще. Я не могу понять этого и сейчас.
Тем не менее, из моего личного опыта несмотря на огромное разнообразие духовных состояний все они могут быть описаны в той или иной степени, исходя из влияния, оказываемого на человека. Некоторые приносят радикальные физиологические изменения, другие оказывают значительное психологическое влияние и так далее. Например, слово "просветление", хотя и используется в нашей культуре довольно часто, не имеет идентифицирующих дескрипторов, привязанных к нему, и, следовательно, не имеет реального смысла. В нашей культуре это понятие трактуется на основе предубеждений о духовности.
Пример:
Я до сих пор помню свое удивление, когда я вошел в самадхи, продолжавшееся в течение четырех дней подряд, одновременно с чем я продолжал преподавать электротехнику. Я обнаружил, что когда у меня не было необходимости говорить, мне было достаточно делать всего лишь один неглубокий вдох каждые 10-15 минут! Состояние было стабильным, но в конце концов я обнаружил, как могу вернуться в среднее сознание.
Пример:
В течение первых 30 лет моей жизни, когда я закрывал глаза, чтобы уснуть, я был заполнен внутри ярким белым/золотым светом. Он имел интенсивность Гавайского солнца. На самом деле, от моего тела исходило свечение, распространявшееся на несколько дюймов. Я считал это свечение обычным явлением и даже не замечал его до тех пор, пока оно не исчезло в течение нескольких месяцев, когда мне было за тридцать. Контраст между этими состояниями позволил мне осознать его существование.
Грант Макфетридж
Пиковые состояния сознания