Конфликт с Концепциями Просветления

 

Еще более общие противоречия возникают между нашей идеей и концепциями просветления и самореализации. Ряд людей сказали мне, что у них нет интереса к нашей работе, потому что они стремятся к другим целям, к которым наша работа не имеет отношения. Однако, каковы их цели? Давайте рассмотрим понятие «просветление» в первую очередь. Наша культура имеет смутное представление, что за этим словом скрывается что-то чрезвычайно ценное, но, к сожалению, никто, насколько мне известно, не знает, что именно, по крайней мере, не существует четкого определения этого состояния. На сегодняшний день это слово, не имеющее определенного реального значения.

Ситуация становится еще более запутанной, если обратиться к духовным практикам. Различные направления расходятся во мнении, в каком направлении нужно двигаться, и не признают справедливость других традиционных духовных школ.

С нашей точки зрения, мы видим ряд совершенно разных и важных состояний, на которых фокусируются различные духовные традиции, отрицая или пренебрегая при этом другими. Например, цели последователей Гурджиева отличаются от целей шаманов из коренных традиций, чьи цели в свою очередь отличаются от целей монахов из традиции дзен или даосских целителей. Таким образом, мы наблюдаем йогов, фокусирующихся на своих духовных состояниях, но умирающих от страшных болезней. Мы видим шаманов, исцеляющих недуги и подключающихся к планетарному сознанию, но несведущих в состояниях, к которым стремятся йоги. Мы можем видеть буддистов, сосредоточенных на уме Будды, но игнорирующих даосское долголетие и целительские практики. И так далее.

Тем не менее, подумайте, в какое удивительное, уникальное время мы живем  Двадцатый век принес большие перемены, сейчас у нас есть возможность сравнить различные духовные традиции. Мы больше не ограничены одной религией, распространенной в определенной географической области.

Наши исследования показывают, что люди, идущие по пути духовного роста, проходят через многие пиковые состояния сознания. На самом деле, с нашей точки зрения, эти состояния должны аккумулироваться в человеке. На момент написания книги наша идея о конечном состоянии не сводится просто к некому состоянию, а, скорее, подразумевает комбинация одновременных искомых состояний из многих традиций. Насколько нам известно, наша точка зрения, что целью духовной практики является приобретение комбинации множества состояний, является уникальной.

Многие люди продолжают бессознательно считать, что в действительности существует только одно пиковое состояние, хотя мы подчеркиваем, что существует целый ряд очень разных состояний. Они предполагают, что мы говорим о разной степени внутренней безмятежности, спокойствия, которые не зависят от происходящих в жизни событий. Такие состояния существуют, но есть также огромное разнообразие других пиковых состояний, которые не дают чувства безмятежности. Я могу привести примеры людей, которые находятся в пиковых состояниях, в которых они чувствуют себя постоянно счастливыми, но по-прежнему одновременно могут испытывать гнев, грусть или что-то еще.

Если рассматривать самоактуализацию, то люди, находящиеся в различных пиковых состояниях, проявляют характеристики, упоминаемые в литературе в связи с этой концепцией. Судя по всему, наш подход к достижению результатов своего рода «через заднюю дверь» бывает в начале труден для восприятия. Такова особенность состояний – если человек входит вопределенные пиковые состояния, то ему не нужно работать над приобретением качеств самоактуализирующейся личности.

 

Грант Макфетридж

Пиковые состояния сознания

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru