Разнообразие духовного опыта
С течением времени неразбериха, связанная с пиковыми переживаниями и состояниями, лишь усиливалась с появлением все большего количества данных из различных духовных, религиозных, психологических и шаманских источников.
Наряду с заключением о дисфункциональности состояний, выходящих за рамки среднего сознания, в условиях повседневной жизни в нашей культуре в этот период появилась концепция «измененных состояний», достигаемых при помощи камер сенсорной депривации и экспериментов с наркотиками. В нашей работе мы обнаруживаем, что люди до сих пор часто путают пиковые состояния со своими представлениями об измененных состояниях.
За рамками психологии писатели, такие как Карлос Кастанеда и Майкл Харнер, популяризировали шаманские традиции, включающие в себя необычный опыт. Это было лишь одним из многих подходов к необычным состояниям сознания, которые стали доступны на тот момент.
Пример:
Д-р Майкл Харнер использует барабанный бой, чтобы ввести студентов в транс, который он называет «шаманическим состоянием сознания». Из него они могут перемещать свое сознание в другие «шаманские» миры.
Пример:
Роберт Монро был пионером в изучении внетелесного опыта. Он использовал звук несколько различных частот для каждого уха, чтобы ввести человека в состояние сознания, в котором он мог выйти из тела. Это позволяло путешествовать в этом мире и в других «сферах» бытия.
Пример:
Д. Е. Хардинг во время прогулки в Гималайских горах пережил опыт потери ощущения, что он имеет голову, состоящую из плоти и крови. Он упоминал об этом в своих лекциях, а также в книге «Жизнь без головы».
Со временем стало доступно огромное разнообразие древних и современных духовных традиций. Новые духовные направления говорили о духовном опыте и состояниях, но они часто не приходили к согласию по поводу того, что это за состояния, сколько их, и какие из них лучше.
Идея, что все, кто следуют различным духовным практикам, придут к одному и тому же состоянию, стала своеобразным убеждением эры нью-эйдж, хотя в итоге и оказалась ошибочной.
Конфликт между традициями трудно обнаружить, так как духовные искатели нечасто углубляются одновременно в несколько традиций настолько, чтобы столкнуться с этой проблемой. И в большинстве, если не во всех этих традициях студент должен просто принять то, что ему говорят без вопросов или анализа.
Также очень распространены проблемы, возникающие между духовными учителями и их студентами, что трудно понять или принять. Весьма распространена рационализация этого явления, так как в представлениях многих людей духовный рост - это плавный переход от обыденности к просветлению.
Пример:
Самадхи является высшим состоянием в некоторых индийских йогических традициях. Хотя существует вечная проблема толкования того или иного "духовного" термина, в данном случае есть общепринятое понимание, что самадхи - это состояние исключительной умиротворенности, безвременья и радикального уменьшения потребности дышать. Тем не менее, в традиции Дзен это состояние приравнивается к проблеме, и студенты получают предостережение о необходимости избегать его. В Главе 5 можно найти описание того, к чему приводит это состояние.
Пример:
Кундалини йога придерживается того, что поднятие энергии кундалини от основания позвоночника дает преимущества, способствующие духовному росту. Другие традиции не располагают знанием о подобном опыте и игнорируют подобные проявления у своих учеников.
По мере того как в поп-культуру приходили такие техники, как медитация для снятия стресса и личностного роста, многие люди, начинавшие их использовать, сталкивались с самыми разнообразными необычными духовными и другими странными переживаниями, которые не вписывались ни в одну из существовавших моделей, ни в области психологии, ни в области традиционных духовных направлений.
В результате возникла другая ветвь психологии под названием «Трансперсональная психология» для изучения этих невероятных переживаний и состояний. Доктор Станислав Гроф, используя результаты своих экспериментов с ЛСД и дыхательными техниками, стал одной из движущих сил этого движения.
В 70-х и начале 80-х наблюдался огромный взрыв энтузиазма в отношении исследований в этой области, но к 90-м годам ситуация изменилась. Первоначальный энтузиазм пошел на убыль, первопроходцы считали, что они зашли так далеко, насколько это было возможно. Ожидаемые результаты не были достигнуты. С нашей точки зрения это было связано с тем, что ранние модели, которые были разработаны на тот момент или заимствованы из различных религиозных традиций, были в корне ошибочными и не могли быть использованы для решения основных проблем.
Грант Макфетридж
Пиковые состояния сознания, том 1