Травма и модель Тройственного Ума
Последним элементом базовой модели является феномен травмы.
По большей части хранящиеся в памяти или забытые травмы управляют нашим поведением и эмоциональной жизнью, что происходит полностью за рамками нашего сознания.
Травмирующий опыт сохраняется, а затем воспроизводится, когда внешние обстоятельства выступают триггерами.
Это воспроизведение проживается как абсолютно реальный телесный опыт, как если бы наше прежнее травмированное Я вновь частично вернулось в наше тело.
Хотя мы привыкли сопротивляться этому процессу, механизм воспроизведения травмы в сочетании с тяжелыми последствиями пережитых травм отражаются в психологическом феномене «внутреннего ребенка». С биологической точки зрения хранение и автоматическое использование наших реакций на травматический опыт имеет смысл, так как мы выжили, реагируя таким образом. К сожалению, то, что возможно было хорошей эволюционной стратегией для наших предков, превращается в проблему в нашей непростой современной жизни.
Кроме того, хотя тело выбирает категорию травм, опираясь на телесные ощущения, сердце индексирует эти воспоминания, исходя из испытанных эмоций (вместе с соответствующим зрительным образом) и выполняет функции записи и воспроизведения. Различные методы исцеления, рассмотренные в конце Главы 4, построены на этом. Для более полного понимания процесса активации и взаимосвязи между травмами, вы можете обратиться к нашему руководству по «Исцелению от Всего Сердца», где описывается использование травматических цепочек для возврата к более ранним событиям; а также к книге «Приключение самопознания» доктора Станислава Грофа, где упоминается феномен СКО (связанных травм) в холотропном дыхании и к «За пределами психологии» Франка Гербоди, где автор рассказывает о том, как травмы накапливаются и объединяются со временем. (Заметим, что Гроф и Гербоди не включают тройственную модель ума в свои работы.)
Эта простая модель совместима с западными культурными представлениями и объясняет многие психологические феномены. Для ознакомления с другой точкой зрения я отсылаю вас к «Анатомии психической болезни» или «Первичному крику» доктора Янов.
Ассоциации Ума Тела и Модель Событий Развития
Я хочу подчеркнуть здесь один из самых важных моментов этой книги, который легко может быть упущен или не понят. В предыдущем разделе мы кратко описали, как сознание тела "думает" посредством серии телесных ощущений. В этом разделе мы будем изучать эту критическую грань его сознания и то, как она связана с событиями развития и пиковыми состояниями.
Так как телесный ум часто называют рептильным мозгом, у многих складывается впечатление, что он очень медленный и глупый. На самом деле все ровно наоборот - это, вероятно, самый умный из умов. Тем не менее, он существенно ограничен биологически диктуемым процессом, и именно этот вид мышления является причиной катастрофических проблем всего человечества. Как мы уже говорили, тело мыслит последовательностями телесных ощущений. Расширяя эту концепцию, скажем, что, когда тело учится, оно делает это, связывая два или более ощущения вместе. Оно не использует суждение, как это делает ум. В терминах эволюции способность образовывать суждения появилась намного позднее. Эти ассоциации телесного ума, лишенные субъективности, являются причиной большинства проблем в нашей жизни, особенно серьезных или опасных для жизни. Приведем крайний пример - ранние внутриутробные ассоциации могут быть настолько негибкими, что если речь идет о выживании, то человек может на самом деле умереть, пытаясь следовать тому, что согласно его телесному уму он должен делать для выживания - и в реальности это может убить его. Несмотря на то, что у зависимости могут быть и другие причины, как правило, основной причиной является то, что, основываясь на ранних ассоциациях, телесный ум убежден, что нуждается в наркотическом веществе, чтобы выжить, независимо от того, что на самом деле оно медленно убивает.
Пример:
Прошли годы, прежде чем я понял, что испытывал сексуальное влечение к злым женщинам. Я ошибочно думал, что они привлекали меня, несмотря на свой гнев. Причиной оказалась серия внутриутробных травм. Тогда я испытывал физическую боль и изо всех сил пытался выжить, в то время как моя мама испытывала гнев. Мое телесное сознание связало выживание с эмоцией злости гнева. Эти женщины имели точно такие же эмоции, как моя мать. На самом деле, если они переставали злиться, я бессознательно снова стимулировал их гнев, потому что мое телесное сознание чувствовало, что я мог бы умереть в отсутствии этих эмоций. Мое тело использовало механизм полового влечения, чтобы добиться своего.
Эти ассоциации телесного сознания являются основой для целого ряда проблем, в том числе психологической реверсии, обнаруженной в ходе использования энергетической и меридианной терапий. Эти техники не работают, если ум тела чувствует, что нуждается в проблеме из-за какой-то нелогичной ассоциации. Одним из главных вкладов Роджера Каллахана (автора терапии мысленного поля) было его открытие метода, при помощи которого можно временно отключить этот механизм, и таким образом исцеление может произойти. Каким образом этот механизм применим к модели событий развития и пиковым состояниям? Во-первых, вы должны осознать, что телесное сознание является первичным и оказывает непропорционально большое влияние на нас. То, чего оно хочет, намного сильнее влияет на организм, чем пожелания других умов. Чтобы проиллюстрировать это, возьмем страх перед публичными выступлениями. Мысли о том, что мы не боимся публичных выступлений, ничего не значат по сравнению с потоотделением, прерывистым дыханием, неприятными ощущениями в животе и слабостью, которые инициируются телесным умом, когда мы оказываемся один на один перед аудиторией.
Во-вторых, ассоциации образуются во время ранних событий развития, и затем после рождения все, что воспринимается телом как нечто похожее, выступает триггером для этих ассоциаций, даже когда текущие обстоятельства совершенно не связаны с травмой с рациональной точки зрения. Таким образом, события во время этих ранних этапов, которые были чисто биологическими по своей природе, заставляют наши тела в постнатальный период применять то, чему они научились, казалось бы, иррациональным способом.
Поскольку события развития, как правило, связаны с различными пиковыми состояниями, любые ощущения в настоящем, подобные соответствующим состояниям, активируют травматические ассоциации в телесном уме, и он реагирует таким же образом, как во время тех событий, что, как правило, означает блокирование пикового состояния в настоящий момент.
Поиск события развития, связанного с определенным пиковым состоянием и пиковым опытом - задача сложная, так как ассоциации, как правило, неочевидны с рациональной точки зрения. Мы увидим в этой и последующих главах много примеров того, как событие развития отражается в потере в настоящем пиковых состояний и ощущений.
Из пятой главы первого тома "Пиковых Состояний Сознания" Гранта Макфетриджа